Моя история про плейбек
Я очень любознательная и очень люблю примерять на себя разнообразные творческие проекты.
Моя близкая подруга выучилась на актера плейбек-театра и стала играть в одном из театров. Она так много рассказывала мне об этом, что увлекла меня в мир плейбека.
Так что же такое плейбек-театр? Это театр импровизации.
На представлении плейбек-театра зрители спонтанно рассказывают свои истории.
Истории могут рождаться в связи с предыдущими историями или без всякой связи. Актёры вместе с музыкантом превращают каждую историю в художественное сценическое произведение. При этом используются специфические плейбек-театральные формы импровизации.
Ведущий(кондактор) ведёт перформанс и является посредником между зрителями и актёрами.
Причём актерам не даётся время на обсуждение и подготовку. Во время рассказа зрителя кондактор задаёт уточняющие вопросы, а далее произносит: «Давайте увидим историю Васи».
И всё. Все актёры встают. Далее идёт импровизация.
В плейбеке много ритуалов. Например, пока зритель рассказывает историю, актёры, одетые в чёрное, сидят на своих стульях, руки на коленях и внимательно слушают.
Чтобы стать актером театра, нужно этому учиться.
И я пошла учиться на плейбек актёра.
Вернее, я пошла учиться искусству импровизации, я так решила для себя. В хозяйстве всё пригодится.
В нашей группе мы учились на рассказанных нами историях.
За долгий период обучения я рассказала много историй о себе. Я даже шутила, что после обучения я буду не профессиональным актером плейбека, а профессиональным рассказчиком историй.
Так оно и вышло. Сегодня я с удовольствием пишу истории моей жизни.
Плейбек помог мне понять, что любой человек может рассказать про себя и про свою жизнь разные по глубине истории. Истории могут быть совсем простые, как история о том, как я утром с наслаждением пью кофе. А могут быть очень глубокими о любви, о смерти, о расставании, о преодолении и о многом другом, волнующем современных людей.
Вспоминая обучение, я понимаю, что это было необыкновенное приключение моей жизни.
Я участвовала в превращении истории в композицию, метафору, голос, пластику, музыку, в конечном итоге - в спектакль.
Каждая история была уникальна, единственная в своём роде. И существует много возможностей импровизации этой истории.
И плейбек-импровизация истории по-разному откликается зрителю. Бывает стопроцентное попадание. Тогда зритель счастлив и может рассмеяться и даже расплакаться. Он может также увидеть новое звучание его истории.
А иногда зритель может быть нейтрален или совсем недоволен.
Но, мне кажется, что всегда есть польза от выпущенной в мир истории. И для рассказчика и для актеров. Это выпущенная на волю эмоция проходит через сердца слушающих актёров и слушающих в зале зрителей. И актёры, собрав все эти эмоции, выдают эмоциональный отклик в виде импровизации.
Истории бывают разные. В плейбеке есть строгие правила, как играть истории с болезненными ситуациями, чтобы не ранить зрителя, а дать ему ресурсное состояние. Ещё в плейбеке есть возможность не играть актёру, которого слишком захлестнула эмоция. Он должен уйти со сцены.
В любом случае, театр плейбек был создан, чтобы нести людям добро и давать им ресурсное состояние в любых ситуациях их жизни.
На выпускном экзамене на сцене я почувствовала себя плохо. Эмоции зашкаливали, у меня вырос пульс и давление от волнения. Я покраснела и не могла дышать. Мне казалось, что ещё немного и я потеряю дар речи или грохнусь в обморок. И в этом состоянии нужно было внимательно слушать рассказчиков и не терять нить повествования. А в зале сидели друзья и близкие, которых мы пригласили. Полный зал. Я очень старалась и, в конечном итоге, я справилась, сыграла хорошо.
А дальше всё понеслось.
Я участвовала в разных плейбек перформансах. И это было здорово!
Я съездила в Международный плейбек лагерь, где встретилась с самим отцом-основателем плейбек-театра Джонатаном Фоксом. И у меня есть даже фотографии, подтверждающие этот факт.
Я прошла тренинги у многих звездных иностранных и российских тренеров.
И даже сама вела тренинг в плейбек-театре моей подруги в Израиле в Хайфе.
Мне повезло, я попала на плейбек перформанс в Тель-Авиве. Это был необыкновенный, очень впечатляющий перформанс!
На сцене смешанный состав - плейбек артисты из Берлина и Тель-Авива.
Артисты представлялись на их родных языках или на английском. Зрители оказались носителями многих языков.
Истории рассказывали на английском. Артисты играли на своём языке или на английском. На сцене звучали английский, немецкий, иврит и арабский. И немного русский.
В основном, речь шла об ужасах войн и межнациональных конфликтов. О непростом наследии Второй Мировой войны, о жертвах Холокоста.
Истории были очень эмоционально заряженные. Была и боль и грусть и гнев. И ещё очень много разных чувств.
Я посмотрела выступления многих московских и зарубежных плейбек театров и часто ходила на представления театра моей подруги. Я очень люблю спектакли с её участием.
Но актёром плейбека я так и не стала.
Я поняла, что сцена не приносит мне радости, а забирает очень много энергии.
И, значит, это не моё.
Но время, прожитое в этом увлечении, я вспоминаю с удовольствием.
А ещё плейбек показал мне ценность любой рассказанной истории.
И одну из историй моей жизни сегодня я дарю вам.