Мне в Париж без дела срочно! Праздновать Рождество!
Сижу я за письменным столом в заснеженной Москве и предаюсь раздумьям. Когда-то давным-давно люди спокойно перемещались по миру. Легко и непринужденно планировали отдых, покупали билет на самолёт и отправлялись в дальние дали.
Без маски, без очков, без перчаток, без защитного костюма, без антисептиков, без справки о состоянии здоровья. И без анализа на мазок из носоглотки за 48 часов до полета. Да, кстати, и самолеты летали в те времена в любую точку мира. Не то, что сейчас.
Мы ещё и прикидывали, одним самолётом или двумя, чтобы подешевле. И про красные зоны никто тогда ничего не слышал. Всё это было давным-давно. И сегодня кажется, что это был сон. Или фантазия.
Конечно, я скучаю и по тому времени и по моим путешествиям. Куда бы я поехала сейчас из московской зимы праздновать Рождество? Я бы полетела в мой любимый Париж. Хотя в последнее время я редко там бывала. Чаще была в Бургундии. Но сегодня я хочу в Париж. И мне плевать, что моя любимая Франция – это сплошная красная зона.
«Мне в Париж, по делу, срочно», – помните у М.М.Жванецкого. Царствие ему небесное. А я без всякого дела. Но срочно! Праздновать Рождество.
И вот я иду по моей любимой улочке Леви в 17 округе. Эта маленькая шумная рыночная пешеходная улочка. Для своих – для парижан. Здесь только местные, здесь нет туристов.
Шум и запахи этой улочки всегда со мной. Особенно хороша эта улочка в выходные и праздничные дни. Особый шарм, особая атмосфера.
А сегодня на этой улице, да и во всём Париже необыкновенная сказочная атмосфера, «амбьянс», как говорят французы. Всё блестит, сияет, кружится и вовлекает в этот радостный праздник жизни.
Вот бродячий музыкант играет на аккордеоне французский шансон. Хочется стоять возле него и слушать его целую вечность.
Вот продавец овощей и фруктов кричит дурным голосом о невероятно низких ценах, если взять три упаковки. Может, стоит набрать всего, много и особенно экзотических фруктов.
А вот на улице мясник жарит курицу, запекает индейку и тоже зазывает купить свежее мясо всех видов и наименований.
И рыбный прилавок со свежей рыбой, устрицами, мидиями и прочими дарами моря. Знакомый продавец рыбы улыбается мне и машет рукой. У него всегда всё свежее, можно не сомневаться.
А про сыры я, вообще, молчу. Запахи свежих Бри и Камамбера кружат голову. Так какой же из четырехсот видов сыров я возьму сегодня на рождественский стол? Боже, хоть разорвись.
А куда эта огромная очередь? Ясно, за хлебом. Ведь они, французы, не едят черствый хлеб. Три раза в день ходят за хлебом и стоят в очереди.
А утром перед завтраком идут за свежими круассанами. Лично я люблю шоссон о пом. Это круассаны с яблочным повидлом. Моя дочка любит обычные круассаны, а муж любит круассаны с шоколадом.
А самое смешное, что сами французы макают круассаны или даже хлеб с маслом в чай или кофе. Это зрелище я видела не раз, завтракая с друзьями французами.
Так что же я выберу сегодня на рождественский ужин? Ужин в день Рождества во Франции носит специальное название – «пробуждение» или «ревейон». Это торжественный праздник, к которому все французы долго и хлопотно готовятся.
Гулять, так гулять! К тому же я приглашу всех близких мне людей в это импровизированное гастрономическое путешествие.
Итак, на аперитив в начале рождественского ужина разливаем Шампанское!
Можно также приготовить королевский кир, добавив в шампанское смородиновый ликёр. Но если Шампанское великолепное, в этом нет необходимости!
К шампанскому я предложу амюз буш (заморить червячка) – хлебно-сырные шарики гужеры с сыром Конте. Это несладкая выпечка из заварного теста с сыром. Мне они очень нравятся.
Съесть таких шариков можно очень много! Но не стоит увлекаться, впереди ещё очень много интересного.
На закуску у нас будет фуа-гра с поджаренными хлебными тостами или бриошным хлебом. И обязательно с луковым конфи (мармеладом из лука), а, возможно, и с трюфелями, черносливом, яблоками, айвой, вишней, финиками, черникой и смородиной.
Кто не захочет фуа-гра, я предложу устрицы или мидии на льду с долькой лимона или с уксусом(винегр) из красного вина, рубленым луком-шалотом и черным перцем.
Отличная закуска для детей и взрослых – копчёный лосось с блинами или тонкими ломтиками белого хлеба с маслом.
На горячую закуску я предложу жареные в апельсиново-сливочном соусе гребешки (сен жак), они очень нежные и имеют роскошный вкус.
Правда, тартар из морского гребешка тоже невероятно вкусный, и он становится всё более популярным.
Думаю с закусками на этом остановимся. Не буду я вам предлагать лягушачьи лапки в сливочном соусе с чесноком и запеченные в масле виноградные улитки. Хотя я очень люблю лягушачьи лапки, а к улиткам равнодушна.
Переходим к главному блюду.
Я решила выбрать не рождественского гуся, который является интернациональным атрибутом праздника, а индейку, фаршированную каштанами, травами, луком и чесноком. Подается индейка с гарниром из каштанов, зеленой фасолью с беконом и трюфельным пюре.
А иногда на рождественском столе бывает приготовленный таким же образом каплун (кастрированный петух). Особенность такого петуха в том, что, вырастая, он не теряет сочности и насыщенности мяса. Кроме птицы, может запекаться и кролик.
Я могла бы предложить гостям ещё и дичь – оленину, кабана или фазана, маринованных в красном вине или поданных с соусом (например, клюквенный соус). Или причудливые виды рыбы такие, как морской чёрт, тюрбо, окунь, порой бывают приготовлены весьма изощренно – например, морской чёрт со сморчками.
Но, по-моему, это уже перебор. Впереди ещё много пунктов программы.
Французская кухня немыслима без сыра.
На праздничном столе не приветствуются сыры с добавками, предпочтение отдаётся классическим сортам. Сыры принято медленно смаковать, начиная с мягких и заканчивая твердыми. Сыры подаются с зеленым салатом и с различными видами хлеба.
Мне нравится козий сыр Шевр, люблю Рокфор, Эмменталь, Канталь и Реблошон.
А недавно в Бургундии я открыла для себя жидкий плавленый сыр Канкойот (Cancoillotte). Бургундцы очень любят этот сыр, а подавать его можно как холодным, так и подогретым.
Национальным рождественским десертом во Франции является рождественское полено Бюш де Ноэль(Bûche de Noël).
Раньше, в память об огне, зажженном, чтобы обогреть младенца Иисуса, принято было символически сжигать полено. Этот обычай трансформировался в торт в форме полена, который подается только после полуночной мессы.
Изначально это был длинный рулет с жирным кремом, украшенный лесными атрибутами из шоколада и ягод. Современный Бюш де Ноэль – это тонкий бисквит с легкой начинкой, свернутый в рулет и залитый шоколадной глазурью. Часто его украшают сахарной пудрой, которая символизирует снег, а также фигурками грибов, сделанных из марципана, и ягодами.
Обычно в конце трапезы на столе всегда есть освежающие после сытной еды фрукты. У нас будет экзотика – личи, клементины, маракуйя, манго, финики, фаршированные миндальной пастой, и цукаты.
Как и в России, во Франции Рождество и Новый год ассоциируются с мандаринами. Из них готовят шарлотку, мороженое, салаты и подают в натуральном виде.
Еще французы любят на десерт каштаны, пастилу из айвы, миндаль, изюм, яблоки, груши, апельсины, арбуз, бисквит, нугу темную и светлую, калиссоны (конфеты из цукатов, миндаля и сахара).
Французы обожают шоколад во всех видах. Это и шоколадные конфеты, и муссы, и мороженое и шоколадные трюфели, сделанные из черного шоколадного ганаша и покрытые какао. Кто сможет этому противостоять такому десерту?
А торт Татан я обязательно куплю на десерт для себя, настоящий французский. А не то, что в Москве считают тортом Татаном.
В винный магазин «Николя» я тоже зайду на этой улочке.
Ну не будем же я и мои близкие поедать все эти вкусности без вина.
Кстати, о вине. За рождественским столом пьют хорошее вино, подобранное под каждое блюдо.
Устриц и рыбу принято запивать холодным очень сухим белым вином. К фуа-гра по неписаным правилам подаётся редкое, золотистое полусладкое вино из Бордо – Сотерн.
К птице подходит красное вино. Если еда жирная, тяжелая, с ярким собственным вкусом и ароматом, подбирается более плотное вино. Если блюдо нежное, то и вино должно быть легче.
Рождественский ужин во Франции не может обойтись без шампанского! Мы уже выпили шампанское на аперитив вместе с сырными шариками.
Бокалы с шампанским традиционно поднимают и в полночь, допускается и запивать им фуа-гра или десерты.
Итак, к мидиям возьму белое вино, скорее всего Мускадэ или Сансер, а может и Мерсо. Шабли тоже вполне подойдёт к дарам моря.
К запеченной индейке я возьму Бордо. К сырам – красное Бургундское, а к фуа-гра просто обязана взять Сотерн.
Красное Бургундское я возьму со знанием дела. Ведь не зря я провела так много времени с бургундцами-виноделами. Уж в Бургундском я знаю толк.
В Бургундию в моих фантазиях я съезжу в следующий раз. Возьму скоростной поезд ТЖВ с Лионского вокзала и навещу моих друзей. А сегодня я в Париже.
Забыла сказать, что на аперитив я возьму себе необыкновенное нормандское яблочное вино со льдом – Поммо, которое получают, добавляя к кальвадосу не ферментированный яблочный сок.
А, когда буду пить этот великолепный аперитив, буду вспоминать Нормандию – Довиль, Трувиль, Онфлёр.
Рождественское застолье завершается кофе и дижестивом уже под утро. В роли дижестива обычно выступает коньяк или кальвадос. Иногда и водка.
Мода на водку появилась во Франции недавно. Она связана с арктической экзотикой, которая у французов ассоциируется с Дедом Морозом (Пэр Ноэлем) из Лапландии и лососиной из Скандинавии. В водке французы еще не научились разбираться, и пьют ее мелкими глотками, дегустируя и причмокивая. И это очень забавно
Лично я на дижестив выпью очень старый Кальвадос. И тоже вспомню Нормандию и поностальгирую. Я обязательно туда съезжу когда-нибудь.
Или лучше я выпью нормандский Ириш кофе с кальвадосом и сметаной, чтобы взбодриться.
Я уже и опьянела от моих фантазий и слюнки потекли. И поэтому мне нужно срочно прогуляться по парку Монсо, благо он рядом.
Я пересекаю Ротонду и вхожу в распростертые объятия моего любимого парижского парка. Вдыхаю ароматы цветов и свежесть многолетних деревьев.
Прислоняюсь к двухсот-летнему платану и стою неподвижно в медитации. Я погружаюсь в атмосферу Рождества, у меня на губах послевкусие рождественского праздника.
Ведь Рождество – это не только замечательный праздник, когда стол ломится от вкусностей и в камине ярко горит огонь.
В Рождество можно насладиться теми редкими и мимолетными моментами, когда время замедляет свой темп и мир сужается до размеров семьи, рождественской ёлки и задушевных разговоров.
И что поделать, если сегодня только в фантазиях можно побывать в рождественском Париж. Без маски, без перчаток и без анализа.
А в реальности я собираюсь на Рождество на дачу в Подмосковье. Будем стоять у огня, жарить шашлыки, пить французское вино и наслаждаться снежными пейзажами. Во всём своя прелесть.
И ещё, «вишенка на торте».
В отличие от Рождества, Новый год во Франции отмечают веселыми вечеринками и походами в рестораны и клубы. Это не семейный, а скорее дружеский праздник.
А вот 6 января во Франции настоящий праздник – католическое Богоявление или Эпифания. Все едят пироги и носят короны!
Праздник «Пирога королей» начинается через двенадцать дней после Рождества.
Долгое время праздник Богоявления был более значимым праздником, чем Рождество, так как был посвящен явлению Христа в мир: рождеству Христа, поклонению волхвов, а также крещению Иисуса в Иордане. Позднее праздник Рождества Христова выделился в самостоятельное торжество.
Богоявление — один из самых трогательных праздников, когда, по евангельскому преданию, три восточных царя-волхва принесли подарки новорожденному Христу. В этот день принято делать пожертвования и собираться за семейным столом.
На праздник собирается вся семья. Главным блюдом праздничного стола становится миндальный пирог «Галет де Руа» (Galette des Rois) с сюрпризом, украшенный золотой бумажной короной. А маленькая игрушечная корона, или другая фарфоровая фигурка, или боб, или монетка спрятана внутри пирога. Тот, кому в куске пирога попадётся этот сюрприз, становится Королем или Королевой этого дня.
Получившему корону весь день оказываются шуточные королевские почести, все должны ему прислуживать.
Каждый год 6 января в Елисейском дворце проходит традиционный приём у Президента, для которого Ассоциация булочников-кондитеров готовит огромный пирог на 150 персон диаметром 1,20 м. Однако кондитер ни в коем случае не должен класть туда сюрприз, поскольку в президентской Республике не может быть Короля.
В следующий раз запланирую путешествие во Францию на 6 января. Вдруг повезёт и стану Королевой.